Сигарные банты: история и страсть

В начале прошлого столетия американцы оклеивали бумажными сигарными кольцами всю мебель в гостиных.   

 

Банты, кольца, бандероли…Сколько разных названий придумано для простых, казалось, бумажных ленточек, опоясывающих сигару. Они привлекают внимание, когда вы рассматриваете «гавану» перед покупкой, любуетесь на них, открывая хьюмидор, и не без сожаления снимаете кольцо на определенной стадии дегустации. По сути, это визитная карточка бренда,  указывающая принадлежность витолы к определенной марке. Но помимо идентификации бумажное кольцо придает дорогой премиальной сигаре законченный образ, последний завершающий штрих. Не случайно сигарные ленты знаменитых брендов называют произведениями искусства, а коллекционеры собирают старинные экземпляры по всему миру. У маленькой, но важной части сигары есть своя увлекательная история. Легенды и мифы окружают происхождение сигарных полос.


Кто придумал сигарное кольцо  


Существует несколько версий появления бантов.


Версия №1


Русская императрица Екатерина Великая обожала табак и была заядлой курильщицей сигар, которые поставлялись специально для нее из Европы. Чтобы защитить руки от ожогов и пепла, она приказала сделать из шелковой ткани специальные ленты и надеть их на сигары. Так были изобретены первые банты.
С этой легендой не согласны кубинские мастера, они ее считают глупой сказкой. Россия находится слишком далеко от маленькой Кубы, следовательно, Екатерина Великая не могла оказать влияние на индустрию производства сигар. К тому же вызывает сомнение тот факт, что царица вообще курила сигары. Известно, что она предпочитала нюхать табак. Мода на курение трубок и сигар в России началась значительно позже, во времена царствования Александра I.


Версия №2


Бумажные кольца появились благодаря английским модникам, которые боялись запачкать свои ослепительно белые перчатки во время курения сигар. Кубинские производители решили потратить дополнительные деньги на ленты, чтобы завоевать рынок Британии. 


С такой версией категорически не согласны кубинские историки. Это означало, что сигары, произведенные на острове Свободы, были грязные, дырявые или химически обработанные, но это было не так. К тому же в те времена в Англии был необычайно популярен нюхательный и трубочный табак, сигары покупали не многие. Если посмотреть на рисунки и литографии 17-18 веков, курят английские денди сигары без бантов и, к слову, снимают перед этим перчатки.     


Версия №3


Промышленное производство ленточек для сигар наладил в 1854 году голландский предприниматель Гюстав Антуан Бок, переехавший в Гавану и открывший здесь собственное предприятие. Дело в том, что свой товар Бок сбывал в европейские страны, в том числе в Германию. Немцы в 19 веке выпускали большое количество собственных сигар, но они не пользовались таким спросом, как кубинские. И тогда недобросовестные производители стали продавать свои изделия, выдавая их за продукцию с Острова Свободы. Бок первым придумал, как бороться с порочной практикой. Он заказал специальные бумажные кольца с названием марки и личной росписью, которые прикрепили на товар для экспорта в Европу. Так предприниматель сделал удачный маркетинговый ход, ленты придали его сигарам яркую индивидуальность и оградили от подделок. 


Примеру голландца последовали другие производители. При помощи ленточек они могли официально подтвердить качество изделий и принадлежность их к своей марке. В 1884 году сигарные банты были официально утверждены Союзом кубинских производителей сигар. В течение последующих десятилетий они в полной мере отражали характер, историю и традиции сигарных брендов и их производителей.


Золотая эра бантов


Первые бандероли имели простую прямоугольную форму, выполнялись из дешевой бумаги. С развитием прогресса и совершенствованием технологии печати появились кольца с картинками и надписями округлой формы. Предприимчивые люди поняли, что сигарные банты – эффективный вид рекламы сигар, и стали вкладывать в их производство значительные средства. Это привело к настоящей революции в создании сигарных ленточек. Применялись усовершенствованные материалы, ветошь и глина, покрытая казеином. Поэтому спустя 100 лет раритетные банты из собраний коллекционеров выглядят, как новенькие. Чтобы придать привлекательный вид продукции, стали применяться такие сложные процедуры, как тиснение и покрытие золотом.  С помощью литографии производили ленточки для ограниченных выпусков сигар, приуроченных к юбилеям, праздникам, памятным событиям, посвященные выдающимся людям. Это была золотая эра сигарных бантов, и продлилась она с конца 1800-х годов до 1920 года. 


Самые крупные типографии, печатавшие ленточки для сигар, находились в Голландии, Германии и Бельгии. Среди них – Gebruder Klingennberg и Hermann Schott. Художники занимались   целый рабочий день исключительно созданием уникальных сигарных бандеролей. С их легкой руки возникали изысканные узоры, замысловатые гербы, короны, россыпь медалей, красивые девушки, животные. Немецкие литографы использовали яркие цвета, отдавая предпочтение красному, зеленому, золотому и серебряному оттенку.  На старинных европейских бандеролях можно увидеть изображения выдающихся композиторов, государственных деятелей, царственных особ, священнослужителей, глав государств, знаменитых ученых. 
В Америке после гражданской войны сигары стали особенно популярны. Бумажные ленточки воспринимались недорогим, но крайне эффективным видом рекламы многочисленных брендов.  Выпускалось порядка двух миллиардов сигарных полос в год. Они были разработаны известными художниками того времени, но поскольку дизайн их держался в строгом секрете, имена создателей остались неизвестными. Темы и сюжеты охватывали широкий спектр, начиная с изображения животных и птиц, до ковбоев, индейцев, известных людей и красивых женщин. Так как ленты были красочными, изготовленными из долговечных материалов, то они стали широко применялись домохозяйками в искусстве декупажа. Журналы начала 20 века публиковали инструкции по покрытию ваз, посуды, подставок, браслетов и даже мебели красочными декоративными сигарными лентами. Поклонники тратили уйму времени для разукрашивания ими стульев, столов и шкафов в гостиных, создавая причудливые комбинации.  


Кубинские сигарные банты отличались особой пышностью, обилием позолоты, сочетанием красного и белого цветов с королевскими символами и знаками. Многочисленные короны, медали, вензеля, гербы изображены на старинных бандеролях известных кубинских марок. Внимательно приглядитесь к ленточкам старейших гаванских брендов, доживших до наших времен. Практически все они выполнены в единой цветовой гамме и сохранили царственную символику, модную в 19 и начале 20 века.  Примером служат H.Urmann, Hoyo de Monterrey, Partagas, Punch, Ramon Allones и другие не менее известные марки. Убедиться в этом вы можете, купив сигары в нашем интернет-магазине. У нас представлен богатый выбор лучших «гаван» по разумным ценам.    


Золотой век сигарных бантов закончился с переходом большинства потребителей табачных изделий на сигареты. Число производителей сигар резко сократилось, к тому же литографию сменила менее затратная офсетная печать. Сигарные кольца стали делать из недорогой бумаги, дизайн стал лаконичным и простым. Маленькие девочки перестали надевать разноцветные ленточки на безымянные пальцы, притворяясь, что обручены с мальчиком, в которого они влюблены. Впрочем, старые сигарные ленты по-прежнему востребованы. Они стали предметами коллекционирования, а людей, которые их собирают, называют виттафилами. Благодаря ценителям прекрасного, сохранились уникальные образцы прошлых веков. Благодаря этим людям раритетные ленты не только радуют глаз, но и донесли до наших времен логотипы, эмблемы или другие отличительные признаки исчезнувших производителей сигар, сохраняя их культурное значение для будущих поколений. Наслаждайтесь курением изысканных «гаван», и, снимая бумажное кольцо, вспоминайте их богатейшую историю! 
 

Автор: ,  26 Января 2019 г.